Марксизм. Слово, которое до сих пор вызывает бурные споры и противоречивые оценки, слово, которое ассоциируется с революцией, с классовой борьбой, с созданием бесклассового общества, с именами Карла Маркса и Фридриха Энгельса, с красным цветом советского флага, с серпом и молотом на эмблеме СССР. Для одних — это символ свободы, равенства, справедливости, надежды на лучшее будущее. Для других — это символ тирании, насилия, репрессий, утопической мечты, которая привела к миллионам жертв.
Но марксизм — это не просто политическая идеология или экономическая теория, это не просто набор лозунгов и призывов к революции, не просто призрак коммунизма, который бродит по Европе. В его основе лежит глубокая и сложная философская система, которая стремится понять законы развития общества и природу человека, которая анализирует противоречия капитализма и предлагает путь к истинному освобождению человека от эксплуатации и угнетения.
Философия марксизма, которая называется "диалектическим материализмом", — это синтез немецкой классической философии, особенно философии Гегеля, английской политической экономии Адама Смита и Давида Рикардо, французского социализма Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Она предлагает материалистическое понимание мира, она утверждает, что в основе реальности лежит не дух или идея, как считали идеалисты, а материя, и что сознание — это не нечто отдельное от материи, а ее продукт, высшая форма развития материи, отражение материального мира в нашем мозгу. Она также предлагает диалектический метод познания, который видит в мире постоянное движение, изменение, развитие, борьбу противоположностей, преодоление противоречий.
Карл Маркс и "переворачивание Гегеля"
Карл Маркс (1818-1883) - философ, экономист, социолог, историк, политический журналист, политический деятель - одна из самых влиятельных фигур в истории человечества, чьи идеи изменили мир и до сих пор остаются предметом горячих споров и дискуссий.
- Гегель и "левые" гегельянцы: от "мирового духа" - к "материальным условиям жизни". Маркс родился в городе Трир, в Пруссии (Германия), в семье адвоката. Он изучал право в Боннском университете, а затем философию в Берлинском университете, где он познакомился с философией Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, которая была доминирующим философским течением в Германии в то время. Гегель был идеалистом, он разработал концепцию "мирового духа" (абсолютной идеи), который проявляет себя в истории и в сознании человека. Маркс, будучи молодым и радикально настроенным философом, вдохновился гегелевской диалектикой, но он критиковал Гегеля за его идеализм, который, по мнению Маркса, приводил к оправданию существующего порядка. Он присоединился к "левым" гегельянцам - группе молодых философов, которые также критиковали Гегеля за его консерватизм и которые пытались применить его диалектический метод для анализа социальных и политических проблем, для обоснования революционных преобразований. Однако, Маркс пошел дальше "левых" гегельянцев, он "перевернул" гегелевскую философию, он отверг идеализм и предложил материалистическое понимание мира и истории.
- "Тезисы о Фейербахе" (1845): от созерцания - к изменению мира. В своих ранних работах, таких как "Тезисы о Фейербахе" (1845), написанные им в форме кратких философских заметок, Маркс критикует как идеализм, так и материализм Людвига Фейербаха, немецкого философа, который также критиковал Гегеля и который предлагал свое собственное материалистическое понимание мира. Маркс считал, что Фейербах, хотя и отверг идеализм, оставался в рамках созерцательного материализма, он не понимал активной роли человека в изменении мира. Маркс утверждает, что "философы только различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его".
- "Святое семейство" (1845): критика идеализма и защита нового материалистического подхода. В книге "Святое семейство, или Критика критической критики" (1845), написанной в соавторстве с Фридрихом Энгельсом, Маркс критикует "Молодых гегельянцев", группу философов, которые пытались соединить гегельянство с христианством. Он защищает свое материалистическое понимание мира и истории, он утверждает, что не идеи определяют бытие людей, а бытие людей определяет их сознание.
- "Нищета философии" (1847): экономика как фундамент и классовая борьба как движущая сила. В этой работе, написанной в ответ на книгу французского социалиста Пьера-Жозефа Прудона "Система экономических противоречий, или Философия нищеты", Маркс критикует Прудона за его идеалистический подход к экономике и развивает свои собственные идеи о классовой борьбе и о роли экономики в развитии общества. Он утверждает, что экономические отношения — это фундамент общества, на котором возвышаются все другие общественные отношения - политические, культурные, идеологические.
Диалектический материализм: материя первична, сознание вторично
Философская система Маркса называется "диалектическим материализмом". Это мировоззрение, которое соединяет в себе материалистическое понимание мира с диалектическим методом познания, и которое стремится не просто объяснить мир, а изменить его.
- Материализм: в основе всего - материя, сознание - ее продукт. Маркс утверждал, что в основе реальности лежит материя, а не дух или идея, как считали идеалисты. Материя — это объективная реальность, которая существует независимо от нашего сознания, она первична. Сознание — это не нечто отдельное от материи, а ее продукт, высшая форма развития материи, отражение материального мира в нашем мозге. Сознание вторично, оно зависит от материи.
- Диалектика: мир в движении, борьба противоположностей, скачки и преобразования. Маркс заимствовал у Гегеля диалектический метод, но он "перевернул" его, он материализовал его, перенеся его из мира идей в мир материи. Он утверждал, что развитие происходит не в мире идей, как у Гегеля, а в материальном мире, что оно обусловлено внутренними противоречиями в самой материи, в природе, в обществе, и их разрешением через борьбу противоположностей.
- Развитие - не плавная эволюция, а скачкообразный процесс преобразований. Маркс видел развитие не как плавный и постепенный процесс, а как борьбу противоположностей, как переход от количественных изменений к качественным, как скачкообразный, революционный процесс, в котором старое разрушается, а новое рождается из его пепла.
Исторический материализм: законы истории, классовая борьба, неизбежность революции
Маркс применил принципы диалектического материализма для анализа общества и истории, создав теорию "исторического материализма", которая стремилась не просто описать историю, а раскрыть ее законы, понять ее движущие силы, предугадать ее будущее развитие.
- "Бытие определяет сознание": материальные условия жизни формируют наше мышление. Маркс утверждал, что способ производства материальных благ, то есть, экономическая система общества, является основой общества, он определяет все другие сферы жизни - политику, право, культуру, идеологию, мораль, религию. "Общественное бытие определяет общественное сознание" — это один из ключевых тезисов исторического материализма.
- Классовая борьба: движущая сила истории, конфликт интересов, противоречия и развитие. Маркс видел историю человечества не как историю великих личностей или случайных событий, а как историю классовой борьбы - борьбы между разными социальными классами, которые имеют разные экономические интересы, разные отношения к средствам производства. В рабовладельческом обществе это была борьба между рабовладельцами и рабами, в феодальном обществе - между феодалами и крестьянами, в капиталистическом обществе - между буржуазией (классом капиталистов, владельцев средств производства) и пролетариатом (классом рабочих, которые не владеют средствами производства и которые вынуждены продавать свой труд капиталистам). Эта борьба, по мнению Маркса, является движущей силой истории, она ведет к развитию производительных сил, к смене общественно-экономических формаций.
- Революция: неизбежный итог, скачок в новое качество, от капитализма к коммунизму. Маркс считал, что капитализм, несмотря на его прогрессивную роль в развитии производительных сил, несет в себе внутренние противоречия, которые неизбежно приведут к его гибели. Он предсказывал, что пролетариат, который является самым революционным классом, совершит социалистическую революцию, которая установит диктатуру пролетариата - переходный период, в котором пролетариат будет управлять обществом и подавлять сопротивление буржуазии. Эта диктатура пролетариата должна уничтожить частную собственность на средства производства, ликвидировать классовые различия, создать условия для построения бесклассового коммунистического общества, в котором не будет эксплуатации человека человеком, где каждый будет трудиться по способностям и получать по потребностям.
Основные понятия марксистской философии
Философия марксизма оперирует рядом ключевых понятий, которые являются инструментами для анализа капиталистического общества, для понимания его противоречий, для разработки стратегии революционной борьбы.
- Прибавочная стоимость: источник прибыли и эксплуатация рабочего класса. Маркс, изучая труды классиков политической экономии - Адама Смита и Давида Рикардо, - разработал теорию "прибавочной стоимости", которая объясняет, откуда берется прибыль капиталистов. Согласно этой теории, рабочий за свой рабочий день создает стоимость, которая превышает стоимость его рабочей силы, то есть, стоимость того, что необходимо для его воспроизводства - для его питания, одежды, жилья. Разница между созданной стоимостью и стоимостью рабочей силы — это и есть прибавочная стоимость, которую присваивает себе капиталист в виде прибыли. Таким образом, по мнению Маркса, прибыль капиталиста — это результат эксплуатации рабочего класса.
- Отчуждение: человек в капитализме - разорванные связи и утрата себя. Маркс использовал понятие "отчуждения", чтобы описать состояние человека в капиталистическом обществе. Он считал, что капитализм отчуждает человека от результатов его труда, так как он не владеет средствами производства и не распоряжается результатами своего труда, они принадлежат капиталисту; от других людей, так как капитализм создает конкуренцию между людьми, превращая их в врагов друг друга; от самого себя, так как он вынужден работать на капиталиста, а не заниматься тем, что ему интересно и что соответствует его призванию; от природы, так как капитализм эксплуатирует природу, разрушая ее ресурсы и загрязняя окружающую среду.
- Идеология: ложное сознание, инструмент власти, завеса иллюзий. Маркс рассматривал идеологию не как систему идей, а как "ложное сознание", которое служит интересам господствующего класса - буржуазии, - и которое скрывает от людей истинную природу общественных отношений, которая является классовой борьбой. Идеология — это завеса иллюзий, которая скрывает от людей их истинное положение в обществе, которая оправдывает существующий порядок, которая препятствует их освобождению. Идеология может проявляться в разных формах - в религии, которая "опиум для народа", в философии, которая оправдывает капитализм, в праве, которое защищает интересы буржуазии, в морали, которая проповедует смирение и послушание.
Марксизм в XX веке: от теории к революционной практике и обратно
В XX веке марксизм перестал быть просто философской теорией, он стал одной из самых влиятельных идеологий в мире, он вдохновил множество революционных движений, он стал основой для создания социалистических государств. Но история марксизма в XX веке — это не только история триумфа, но и история трагедии, история неудачных попыток построить коммунизм, история репрессий и насилия.
- Октябрьская революция 1917 года: первый "пролетарский эксперимент" и его противоречия. В России в 1917 году произошла социалистическая революция, которая привела к власти большевиков, партию, которая провозглашала себя марксистской и которая обещала народу мир, землю, свободу, хлеб. Большевики начали строить социалистическое государство, они национализировали промышленность, они коллективизировали сельское хозяйство, они установили однопартийную систему.
- Распространение коммунистических идей: от Европы до Азии, от марксизма к маоизму. В XX веке коммунистические идеи распространяются по всему миру, они вдохновляют рабочее движение, они становятся идеологической основой для многих политических партий и движений, они играют важную роль в национально-освободительной борьбе народов Азии, Африки, Латинской Америки, они привлекают интеллектуалов и художников. В разных странах возникают свои вариации марксизма, адаптированные к местным условиям - маоизм в Китае, титоизм в Югославии.
- Кризис и распад СССР: крушение "империи зла" и переосмысление марксизма. В конце XX века СССР, который был крупнейшим в мире социалистическим государством и который считал себя оплотом марксизма-ленинизма, переживает глубокий экономический, политический, идеологический кризис. В 1991 году СССР распадается на 15 независимых государств. Это событие становится символом крушения коммунистической идеи, оно приводит к разочарованию в марксизме, к переосмыслению его идей, к поиску новых путей к социальной справедливости и к освобождению человека.
В заключение
Марксизм — это сложное и противоречивое философское и политическое течение, которое сыграло важную роль в истории XX века. Его идеи о материализме, о диалектике, о классовой борьбе, о социальной справедливости, о необходимости революционных преобразований продолжают обсуждаться и переосмысливаться в современном мире. Несмотря на крушение коммунистических режимов, марксизм продолжает вдохновлять многих людей, которые борются за социальную справедливость, за равенство, за свободу.