Георгий Иванович Гурджиев (1866/72 – 1949) – имя, которое звучит как заклинание, открывающее двери в мир тайны, эзотерики, духовных поисков. Окутанный аурой загадочности, он был подобен странствующему дервишу, который принес на Запад древнюю мудрость Востока, переосмыслив ее и адаптировав к современности. Философ, мистик, духовный учитель, хореограф, композитор, писатель, путешественник - он был человеком множества талантов, но его главный дар — это его учение о "четвертом пути", пути к пробуждению сознания, к преодолению механичности и к раскрытию скрытого в человеке потенциала.
Гурджиев - фигура противоречивая, его жизнь и его учение вызывают как восхищение, так и критику. Его называют пророком и шарлатаном, гением и мистификатором. Но независимо от того, как мы к нему относимся, его идеи заставляют нас задуматься о нашей жизни, о нашем сознании, о нашем месте в мире. Он бросает нам вызов - проснуться от сна, преодолеть нашу механичность, стать хозяевами своей судьбы.
Ранние годы: от Кавказа до сердца Востока (1866/72-1912)
Георгий Иванович Гурджиев родился в 1866 или 1872 году (точная дата неизвестна) в городе Александрополь (ныне Гюмри, Армения) на Кавказе, в месте, где пересекались границы Российской империи, Персии, Турции, где смешивались разные культуры и религии. Эта "пограничность", этот синтез Востока и Запада оказал глубокое влияние на формирование его личности и его мировоззрения.
Влияние отца-ашуга и странствующих дервишей: пробуждение души музыкой и мистикой
Гурджиев рос в многокультурной среде, он слышал разные языки - греческий, армянский, турецкий, русский, - он знакомился с разными верованиями и обычаями - с христианством, с исламом, с древними языческими традициями. Его отец, грек по происхождению, был ашугом - странствующим бардом и сказителем, который пел песни и рассказывал истории о героях и богах, о любви и смерти, о добре и зле, о мудрости и безумии. Он также был мастером по дереву и изготавливал музыкальные инструменты. Мать Гурджиева была армянкой, она привила сыну любовь к религии и к мистике. В детстве Гурджиев проявлял острый ум, любознательность, жажду знания, которая выходила за рамки школьной программы. Он был впечатлен способностями странствующих дервишей и монахов входить в транс, исцелять больных, ходить по огню. Под влиянием своего отца и дервишей у него пробуждается интерес к тайнам сознания, к скрытым возможностям человека, к духовным практикам Востока.
Жажда знания и путешествия по Востоку: в поисках тайных школ и учителей
В юности Гурджиев чувствует, что его жизненный путь не в традиционных профессиях. Он отвергает карьеру врача, которую ему прочил отец, и карьеру священника, на которой настаивали родственники. Его влечет неизвестное, он жаждет знания, которое нельзя найти в книгах и университетах. Он отправляется в долгие путешествия по Востоку, которые продлятся более 20 лет. Он посещает отдаленные монастыри и затерянные в горах храмы, он изучает древние рукописи и забытые традиции. Он путешествует по Центральной Азии, он посещает Тибет, где он знакомится с буддизмом и с тибетской йогой, он живет в буддийских монастырях, он изучает медитацию и другие духовные практики, направленные на успокоение ума и на достижение просветления. Он путешествует по Индии, где он встречает йогов, факиров, святых, он изучает индуистскую философию и мистику, он видит, как люди могут контролировать свое тело и свои энергии, как они могут достигать измененных состояний сознания. Он проводит время в Персии, в Афганистане, в Туркестане, в других странах Ближнего Востока, где он изучает суфизм - мистическое течение в исламе, - он встречается с дервишами и участвует в их ритуалах, которые используют танцы, музыку, пение для того, чтобы войти в транс и соединиться с божественным. Он ищет тайные школы и учителей, которые хранят древние знания, которые не доступны для непосвященных. Он стремится раскрыть тайны сознания, пробудить в себе скрытые способности, найти путь к духовному пробуждению.
"Искатели Истины": братство единомышленников на пути к тайне
В своих путешествиях Гурджиев не одинок. Он притягивает к себе других искателей истины, которые также стремятся к духовному просветлению, к познанию запретных знаний, к развитию скрытых способностей, к власти над собой и над миром. Они называют себя "Искатели Истины", они образуют тайное братство, они дают обеты верности друг другу и своему поиску. Они обмениваются знаниями и опытом, они помогают друг другу на духовном пути, они путешествуют вместе, они исследуют затерянные в пустынях и в горах древние города и храмы, они ищут тайные манускрипты и забытые артефакты, они участвуют в ритуалах и церемониях, они испытывают себя и свои способности на прочность.
"Четвертый путь": от Востока к Западу, от тайны к людям (1912-1949)
В 1912 году Гурджиев, проведя много лет в странствиях по Востоку, собрав и синтезировав знания из разных традиций, чувствуя себя готовым к новому этапу своей жизни, возвращается на Запад. Он понимает, что его миссия - не просто познать истину для себя, а поделиться ею с другими людьми, помочь им проснуться от сна, начать сознательную жизнь.
"Человек-машина" и "сон бодрствования": иллюзия сознательности и путь к пробуждению
Гурджиев утверждает, что большинство людей, независимо от их образования, от их социального статуса, от их религиозных убеждений, живут в состоянии "сна бодрствования". Они не осознают себя как духовных существ, они не контролируют свои мысли и эмоции, они реагируют на внешние раздражители автоматически, по привычке, под влиянием социальных программ и установок. Они подобны машинам, которые выполняют заложенную в них программу, они не живут своей собственной жизнью, а существуют в мире иллюзий, созданных их умом и их эго. Гурджиев считал, что человек обладает огромным потенциалом, но этот потенциал спит, он ждет своего пробуждения.
"Четвертый путь": синтез традиций и путь к целостному развитию человека в мире
Гурджиев говорил, что существуют три традиционных пути духовного развития, каждый из которых сосредоточен на развитии одного из центров человека - ума, эмоций, тела - и каждый из которых требует от человека ухода от мира, от обычной жизни, от социальных обязанностей.
- Путь факира: Путь физического самосовершенствования, который достигается через жесткую дисциплину, через аскезу, через физические упражнения, через контроль над телом.
- Путь монаха: Путь эмоционального самосовершенствования, который достигается через молитву, через служение Богу, через развитие любви, сострадания, смирения.
- Путь йога: Путь интеллектуального самосовершенствования, который достигается через медитацию, через контроль над умом, через познание себя и мира, через достижение просветления.
Гурджиев утверждал, что он принес на Запад знание о "четвертом пути" - о пути гармоничного развития всех трех центров человека, который не требует от человека ухода от мира и который может быть интегрирован в повседневную жизнь.
Институт гармонического развития человека: школа "работы над собой", путь к пробуждению
В 1922 году Гурджиев основывает Институт гармонического развития человека в Приэре, недалеко от Парижа, в старинном замке, который стал для него и для его учеников не просто местом жительства, а своеобразной лабораторией для духовных экспериментов. В этом институте он проводит свои учения и практики, он создает особую общину, в которой его ученики живут и работают вместе, они делятся всем, что у них есть, они выполняют разные задания и упражнения, которые часто были необычными и трудными, иногда шокирующими и провокационными, которые требовали от них преодоления своих привычек, своих ограничений, своих страхов. Они занимались физическим трудом, они учились разным ремеслам, они занимались искусством - музыкой, театром, танцами, - они изучали разные духовные традиции, они участвовали в дискуссиях и обсуждениях, они практиковали "самовоспоминание".
Учения и практики Гурджиева: инструменты для "работы над собой" и пробуждения сознания
Учение Гурджиева — это не система догм или философских идей, которые можно просто понять и принять на веру. Это скорее метод, путь, который требует от человека активного участия, постоянной "работы над собой", преодоления своих слабостей и ограничений, расширения сознания, преображения своей природы.
- "Знание и бытие": знание — это не информация, а преображение сознания. Гурджиев различал "знание" и "бытие". Он считал, что знание — это не просто информация, которую мы получаем из книг, от учителей, из опыта, а нечто гораздо большее. Истинное знание — это знание, которое меняет нас, которое преображает наше сознание, которое помогает нам видеть мир по-новому. Бытие — это наш уровень сознания, наша способность воспринимать и понимать реальность, наша способность быть "здесь и сейчас". Он утверждал, что наше бытие определяет наше знание, что мы можем понять только то, что соответствует нашему уровню бытия.
- "Три центра": гармония ума, эмоций и тела - путь к целостности. Гурджиев учил, что человек состоит из трех центров - интеллектуального центра (ума), эмоционального центра (сердца) и двигательного центра (тела). Эти центры в обычном человеке работают независимо друг от друга, они не скоординированы, они создают внутри нас конфликты и противоречия, они мешают нам жить осознанно и целеустремленно. Цель "работы над собой" — это гармонизировать эти центры, научиться управлять ими, соединить их в единое целое, чтобы человек мог действовать сознательно, эффективно, целеустремленно, чтобы он мог реализовать свой потенциал.
- "Движения" - священный танец, язык тела и души. Гурджиев разработал систему "движений" - священных танцев, которые были привезены им с Востока и адаптированы им для западного человека. Эти танцы - не просто форма искусства или развлечения, а духовная практика, которая была направлена на гармонизацию трех центров человека, на пробуждение его сознания, на развитие его внимания, его чувствительности, его способности к координации движений, к контролю над своим телом.
- "Самовоспоминание": пробуждение от сна, осознание "Я", путь к свободе. Одной из важнейших практик в учении Гурджиева было "самовоспоминание" - практика наблюдения за собой, за своими мыслями, за своими эмоциями, за своими действиями, без оценок и суждений. Это не просто самонаблюдение или интроспекция, это особый вид внимания, который позволяет нам быть "здесь и сейчас", осознавать себя в каждом моменте, не увлекаться потоком мыслей и эмоций. Эта практика помогает нам осознать свои механические реакции, свои автоматизмы, которые управляют нами в обычной жизни, и начать контролировать свою жизнь, свои действия, свои реакции, стать хозяевами своей судьбы.
Гурджиев: наследие мастера - книги, учения, практики, которые продолжают жить
Георгий Иванович Гурджиев умер 29 октября 1949 года в американском госпитале в Нейи-сюр-Сен, в предместье Парижа, после автомобильной аварии. Он оставил после себя богатое и противоречивое наследие, которое продолжает вдохновлять и влиять на людей, которые ищут пути к самопознанию и к духовному пробуждению.
- "Рассказы Вельзевула своему внуку": всеобъемлющее учение, зашифрованное в фантастическом романе. Эта книга, которую Гурджиев считал своим главным трудом, была написана им в течение многих лет и была опубликована посмертно. Она написана в необычной форме - в форме фантастического романа, в котором Вельзевул, падший ангел, изгнанный на Землю, рассказывает своему внуку о своих путешествиях по разным планетам, о своих наблюдениях за людьми, о своем понимании законов Вселенной и человеческой природы. В этой книге Гурджиев излагает свое учение о космосе, о человеке, о духовной эволюции, о "четвертом пути". Он использует аллегории и символы, чтобы передать свои идеи, которые часто парадоксальны и противоречивы, но которые заставляют читателя задуматься о своей жизни и о своем месте в мире.
- "Встречи с замечательными людьми": в поисках знания и силы - встречи с учителями и мистиками. Эта книга, более доступная для понимания, чем "Рассказы Вельзевула", также была написана Гурджиевым в последние годы его жизни. В ней он рассказывает о своих встречах с духовными учителями и мистиками во время своих путешествий по Востоку. Он описывает их учения, их практики, их личности, он показывает, как они повлияли на его собственный духовный путь.
- "Жизнь реальна только тогда, когда "Я есть". Эта книга, изданная посмертно, содержит стенограммы лекций Гурджиева, в которых он более прямо и конкретно описывает свои учения и практики, которые он проводил в своем институте. Он говорит о "работе над собой", о "самовоспоминании", о "трех центрах", о "движениях", о других важных аспектах своего учения.
- Влияние на духовные и психологические течения: отголоски "четвертого пути" в современном мире. Учение Гурджиева оказало глубокое влияние на разные духовные и психологические течения, его идеи продолжают жить и развиваться в разных школах и направлениях. Его идеи можно найти в учениях школ "четвертого пути", которые продолжают его традицию, в группах Гурджиева, которые собираются вместе, чтобы практиковать "движения" и изучать его учение, в трансперсональной психологии, которая исследует расширенные состояния сознания, в других школах и направлениях, которые стремятся к интеграции личности, к гармонизации тела, ума и эмоций, к духовному пробуждению.
В заключение
Гурджиев — это не просто историческая фигура, это символ духовного поиска, стремления к пробуждению, к преодолению ограничений, к раскрытию человеческого потенциала. Его учение — это вызов, который он бросил нам, призывая нас проснуться от сна, взять ответственность за свою жизнь, начать путь к самопознанию и к своему истинному "Я".