Кришнаизм, или вайшнавизм, - одно из наиболее популярных и влиятельных течений в индуизме, религии, которая насчитывает более тысячи лет истории и которая впитала в себя мудрость веков и глубинный опыт поколений искателей духовной истины. Кришнаизм, словно яркий цветок лотоса, распускается на поверхности этого безбрежного океана духовности, привлекая своей красотой, своей гармонией, своим экстазом. В центре кришнаизма - поклонение богу Кришне, восьмой аватаре (воплощении) бога Вишну, которого кришнаиты считают не просто одним из множества богов индуистского пантеона, а верховной личностью Бога, источником всего сущего, творцом и хранителем мира, воплощением божественной любви, красоты, мудрости, силы.

Кришнаизм — это не просто религия с набором догм и ритуалов, которым нужно слепо следовать, это жизненный путь, путь бхакти - путь преданности, путь любви к Богу, - который помогает человеку соединиться с божественным, познать свою истинную духовную природу, преодолеть страдания и ограничения материального мира, достичь освобождения от цикла перерождений (сансары) и обрести вечное блаженство. Кришнаизм — это яркое и радостное течение, наполненное музыкой и танцами, праздниками и фестивалями, цветами и благовониями, которое призывает нас к любви и состраданию, к служению Богу и всем живым существам.

Истоки кришнаизма: от гимнов Вед до божественной "Бхагавад-гиты"

Кришнаизм, как и другие течения в индуизме, уходит своими корнями в древние ведические традиции Индии, которые формировались на протяжении тысячелетий и которые стали основой для одной из самых древних и сложных религиозно-философских систем в мире.

  • Веды: гимны богам, зарождение индуистской традиции. Веды (букв. "знание") — это древнейшие священные тексты индуизма, которые были созданы в Индии в период с XV по V век до н.э. Они содержат гимны, молитвы, ритуалы, философские учения, которые отражают мировоззрение древних ариев, которые пришли в Индию из Центральной Азии. В Ведах мы находим первые упоминания о боге Вишну, одном из главных божеств индуистского пантеона, который считается хранителем мира и который воплощается в разных аватарах, чтобы защитить мир от сил зла и восстановить божественный порядок. Кришна - один из аватаров Вишну.
  • "Бхагавад-гита": божественная песнь, открывающая путь к истине. "Бхагавад-гита" (Песнь Господа) - это часть "Махабхараты", великого индийского эпоса, которая была создана в период с IV века до н.э. по IV век н.э. "Бхагавад-гита" - это философская поэма, в которой Кришна, воплощение бога Вишну, открывает своему ученику и другу Арджуне тайны йоги, путь бхакти, знание о природе реальности, о смысле жизни, о пути к освобождению. "Бхагавад-гита" считается одним из важнейших текстов не только кришнаизма, но и всего индуизма, она переведена на многие языки мира, она изучается философами, теологами, мистиками, она вдохновляет людей на духовный поиск.
  • Бхакти: путь любви и преданности в сердце индуизма. Бхакти (букв. "преданность", "любовь", "почитание") — это путь преданности и любви к Богу, который является одним из трех основных путей духовного развития в индуизме, наряду с карма-йогой (путь действия) и джняна-йогой (путь знания). Бхакти — это не просто вера в Бога, это личное отношение с ним, это любовь к нему, это служение ему, это стремление к единению с ним. Кришнаиты считают бхакти высшим путем к Богу, они стремятся к любви и преданности Кришне, они видят в нем своего возлюбленного, своего друга, своего учителя, своего защитника. Они выражают свою любовь к нему через молитвы, через пение гимнов, через служение другим людям.
  • Развитие кришнаизма: от древних текстов к средневековой бхакти. Кришнаизм развивался на протяжении веков, он вбирал в себя новые идеи, новые практики, новые формы выражения. В средние века кришнаизм получает новое развитие благодаря учениям индийских святых и поэтов, таких как Чайтанья Махапрабху (1486-1534), который жил в Бенгалии и который проповедовал бхакти как высший путь к Богу. Чайтанья считал, что любовь к Кришне — это самая сильная и прекрасная эмоция, которая может пережить человек, и что эта любовь может преобразить его жизнь и привести его к освобождению. Он сочинял и пел киртаны - песнопения в честь Кришны, - он танцевал и впадал в экстаз, он привлекал к себе множество последователей, которые видели в нем воплощение самого Кришны.

Основные верования кришнаизма: мир как божественная лила

Кришнаизм, как и другие течения в индуизме, основывается на вере в реинкарнацию, в карму, в мокшу, но он также имеет свои собственные верования и догмы, которые отличают его от других школ индуизма.

  • Кришна - верховная личность Бога, источник и сущность всего сущего. Кришнаиты верят, что Кришна — это не просто одно из божеств индуистского пантеона, не просто аватар Вишну, а верховная личность Бога, изначальный источник всего сущего, творец и хранитель мира, в котором он проявляет себя в разных формах и аспектах. Он - воплощение божественной любви, которая пронизывает всю Вселенную, божественной красоты, которая восхищает и вдохновляет, божественной мудрости, которая позволяет понять законы бытия, божественной силы, которая управляет миром.
  • Мир как игра Кришны (лила): танец божественной энергии и сознания. Кришнаиты верят, что мир — это не просто случайное скопление материи или результат эволюции, а "лила" - божественная игра Кришны, в которой он проявляет себя в разных формах, в разных ролях, в разных событиях. Он - режиссер и актер одновременно, он создает мир и участвует в нем, он играет разные роли, он испытывает разные эмоции, он радует себя и своих преданных.
  • Душа (джива): искра божественного, заключенная в теле. Человек — это не просто тело, не просто сознание, не просто эго, а душа (джива, атман), которая является частью Кришны, которая вечна и неуничтожима, которая переселяется из одного тела в другое после смерти. Душа — это искра божественного света, которая заключена во временную оболочку тела, и цель человека — это пробудить эту искру, соединиться со своей истинной природой, вернуться к своему источнику - к Кришне.
  • Карма и реинкарнация: закон причины и следствия, колесо сансары. Кришнаиты, как и другие индуисты, верят в карму - закон причины и следствия, - и в реинкарнацию - переселение души после смерти в новое тело, в новое воплощение. Они верят, что наши действия в этой жизни - наши мысли, наши слова, наши поступки - определяют нашу судьбу в следующих жизнях, что мы пожинаем то, что посеяли. Они верят, что цель души - освободиться от этого цикла перерождений (сансары) и достичь мокши.
  • Мокша (освобождение): выход из колеса сансары, единение с Кришной. Мокша (букв. "освобождение") — это конечная цель человеческой жизни в индуизме, в том числе и в кришнаизме. Это освобождение от цикла перерождений, от страданий, от иллюзий материального мира, это достижение вечного блаженства, это единение с Кришной, это возвращение к своему божественному источнику.

Практики кришнаизма: бхакти - много форм любви и преданности

Кришнаизм — это не только философия и вера, это образ жизни, это практика, которая помогает человеку идти по пути бхакти, пути любви и преданности к Кришне.

  • Бхакти-йога: девять ступеней любви, от слушания - к полному самоотречению. Бхакти-йога — это путь преданности и любви к Богу. Кришнаиты практикуют бхакти в разных формах, которые соответствуют разным ступеням любви и преданности. Они слушают рассказы о Кришне (катха), они повторяют его имена (джапа), они воспевают его славу (киртан), они служат ему (сева), они поклоняются ему в храмах и дома, они медитируют на него, они стремятся видеть его во всем сущем.
  • Вегетарианство: уважение к жизни, чистота тела и души. Кришнаиты практикуют вегетарианство (лакто-вегетарианство), они не едят мясо, рыбу, яйца, они исключают из своего рациона лук, чеснок, грибы, которые считаются "нечистыми" продуктами, они считают, что эти продукты несут в себе энергию насилия и смерти, что употребление их в пищу загрязняет сознание и создает препятствия на духовном пути.
  • Отказ от опьяняющих веществ: ясность ума и контроль над собой. Кришнаиты отказываются от употребления алкоголя, табака, наркотиков, которые также считаются "нечистыми" веществами, которые затуманивают сознание, ослабляют волю, уводят от духовного пути.
  • Повторение мантры "Харе Кришна": звуковая вибрация, соединяющая с божественным. "Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе" — это мантра, которую кришнаиты повторяют на четках (мала), они верят, что эта мантра - это не просто слова, а звуковая вибрация, которая несет в себе энергию Кришны, которая очищает сознание от негативных мыслей и эмоций, которая привлекает благословение Кришны, которая помогает достичь состояния транса и единения с божественным.
  • Праздники и фестивали: радость и красота в честь божественной любви. Кришнаизм — это радостная и яркая религия, которая прославляет жизнь и красоту, любовь и преданность. Кришнаиты празднуют разные религиозные праздники и фестивали, которые сопровождаются пением, танцами, музыкой, театральными представлениями, подношением пищи божествам.

Международное общество сознания Кришны (ИСККОН):

В 1966 году индийский монах Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977), следуя наставлению своего духовного учителя, приехал в США, чтобы распространить кришнаизм на Западе. Он основал в Нью-Йорке Международное общество сознания Кришны (ИСККОН), которое сыграло важную роль в популяризации кришнаизма на Западе, оно стало одним из самых известных и влиятельных новых религиозных движений XX века.

  • Бхактиведанта Свами Прабхупада: монах-миссионер, поэт, ученый, духовный лидер. Прабхупада был не просто монахом, он был ученым, который знал санскрит и который изучал древние тексты индуизма, он был поэтом, который писал стихи и песни в честь Кришны, он был харизматичным лидером, который мог вдохновлять людей своей верой и своей преданностью. Он перевел "Бхагавад-гиту", "Шримад-Бхагаватам" и другие священные тексты на английский язык, он адаптировал кришнаитские практики к западной культуре, он привлекал в ИСККОН молодых людей, которые искали новые духовные пути.
  • "Харе Кришна" на улицах западных городов: новое религиозное движение в контексте контркультуры. ИСККОН стал популярным в 1960-х годах в контексте движения контркультуры, которое отвергало традиционные ценности западного общества - материализм, потребительство, войну, - и которое искало новые духовные пути, обращаясь к восточной мудрости, к мистицизму, к психоделическим опытам. Молодые люди, которые присоединялись к ИСККОН, брили головы, надевали оранжевые одежды, повторяли мантру "Харе Кришна" на улицах, они жили в общинах, они отказывались от мяса, алкоголя, наркотиков.
  • ИСККОН сегодня: между традицией и современностью. ИСККОН продолжает свою деятельность в разных странах мира, он адаптируется к местным культурам и традициям, он старается интегрироваться в общество, не теряя при этом своей духовной идентичности.

В заключении:

Кришнаизм — это яркое и многогранное духовное течение, которое продолжает привлекать людей своей красотой, своей глубиной, своей мудростью, своей способностью преобразить жизнь и наполнить ее смыслом. Это путь любви и преданности, путь бхакти, который помогает нам соединиться с божественным, познать себя, найти свое место в мире.