Макиавелизм... Слово, которое издавна ассоциируется с политическими интригами, с беспринципностью, с циничным прагматизмом, с манипуляцией, с жестокостью, с готовностью идти по головам ради достижения своих целей. Оно шепотом произносится в коридорах власти, оно вдохновляет одних и отталкивает других, оно вызывает смешанные чувства - восхищение силой и проницательностью ума, который способен разгадать законы власти, но и отвращение к цинизму и жестокости, которые могут быть использованы для достижения этой власти. Макиавелизм — это политическая философия, которая приписывается итальянскому мыслителю Никколо Макиавелли (1469-1527), автору знаменитого трактата "Государь", книги, которая стала настольной для многих политиков и правителей.

Макиавелизм — это не просто политический реализм, не просто трезвый взгляд на мир политики, лишенный иллюзий и идеализма. Это нечто большее. Это особый взгляд на мир, своеобразная философия жизни, в которой мораль и этика отступают на второй план, становятся инструментами в руках власти, а не руководящими принципами, перед стремлением к власти, к достижению своих целей, к политической эффективности. Это философия, которая разделяет политику и мораль, которая утверждает, что в политике действуют свои законы, отличные от законов морали, что правитель, чтобы сохранить власть и обеспечить стабильность государства, может использовать любые методы, даже самые жестокие и безнравственные, если они приводят к желаемому результату.

Никколо Макиавелли: дипломат, историк, философ - жизнь в эпоху перемен

Никколо ди Бернардо деи Макиавелли родился 3 мая 1469 года во Флоренции, в семье юриста, в эпоху итальянского Возрождения - времени расцвета искусства, науки, философии, но и времени политической нестабильности, интриг, борьбы за власть между городами-государствами, между знатными родами, между Папой Римским и светскими правителями.

  • Политическая карьера: от секретаря до посла, в центре политической жизни Флоренции. Макиавелли получил хорошее образование для своего времени, он изучал классическую литературу - произведения древнегреческих и римских авторов, - историю, философию, риторику, - дисциплины, которые были необходимы для успешной политической карьеры. В 1498 году, в возрасте 29 лет, он поступает на государственную службу во Флорентийской республике, которая в то время была одним из центров политической и культурной жизни Италии. Он занимает должность секретаря Второй канцелярии, которая отвечала за дипломатию и военные дела. В течение 14 лет он находится в центре политической жизни Флоренции, он участвует в дипломатических миссиях в разные страны и города - во Францию, в Германию, в Рим, - он ведет переговоры с правителями, с папами, с военачальниками, он наблюдает за политической жизнью своего времени, он анализирует действия правителей, их успехи и неудачи, он изучает историю древних и современных государств, он пытается понять законы власти и успешной политики.
  • Ссылка и рождение "Государя": от политики к философии. В 1512 году после того, как семейство Медичи, которое было изгнано из Флоренции в 1494 году, возвращается к власти, Макиавелли лишается своей должности и отправляется в ссылку в свое имение в Сант-Андреа ин Перкуссина, недалеко от Флоренции. В ссылке, лишенный возможности участвовать в политической жизни, он посвящает себя литературной деятельности и философским размышлениям. В 1513 году он заканчивает свой знаменитый трактат "Государь" (Il Principe), который он посвящает Лоренцо Медичи, правителю Флоренции, надеясь вернуться на государственную службу. В этом трактате, который стал одним из ключевых текстов в истории политической мысли, Макиавелли анализирует природу власти, он описывает разные типы государств - монархии, республики, тирании, - он дает советы правителям, как приобрести и удержать власть, как управлять государством, как вести войны, как заключать союзы, как бороться с врагами, как манипулировать людьми, как создавать и поддерживать свой образ в глазах народа.
  • "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия": от восхваления монархии к идеалам республики. Наряду с "Государем", который прославляет силу и эффективность монархической власти, Макиавелли пишет другой важный политический трактат - "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio) - в котором он анализирует историю Римской республики, одного из самых успешных государств в истории человечества. В этой работе он делает выводы о том, как должно быть устроено государство, какие законы должны быть в нем, какие права и обязанности должны быть у граждан. В этой работе, в отличие от "Государя", он выступает сторонником республиканской формы правления, он считает, что республика, где власть принадлежит народу, более устойчива, более справедлива, более способна к развитию, чем монархия, где все зависит от воли одного человека.

Макиавелизм: философия власти, лишенная морали

"Государь" Макиавелли — это книга, которая перевернула представления о политике и о власти. Она стала руководством для многих правителей и политиков, которые видели в ней цинично-прагматичное пособие по искусству власти, лишенное моральных иллюзий.

  • Политический реализм: смотреть правде в глаза, не прятаться за иллюзиями. Макиавелли в своих работах отказывается от морализаторства, он не оценивает действия правителей с точки зрения добра и зла, с точки зрения абстрактных нравственных принципов. Он анализирует их с точки зрения эффективности, с точки зрения их способности достигать своих целей, сохранять власть, обеспечивать стабильность государства. Он считает, что политика — это не сфера морали, а сфера интересов, сфера борьбы за власть, сфера, где действуют свои собственные законы, которые не всегда совпадают с законами морали.
  • "Цель оправдывает средства": в политике нет места нравственным ограничениям. Макиавелли не формулирует этот принцип напрямую, но он фактически следует ему в своих рассуждениях. Он исходит из того, что в политике цель - приобретение, удержание и укрепление власти, обеспечение стабильности и безопасности государства, расширение его границ, увеличение его могущества, - оправдывает средства, что правитель для достижения этих целей может использовать любые методы, даже самые жестокие и безнравственные, если они эффективны, если они приводят к желаемому результату. Он не призывает к жестокости ради жестокости, но он считает, что правитель не должен бояться ее, если она необходима.
  • "Лев и лиса": сила и хитрость - два лица власти. Макиавелли использует яркий образ для описания качеств, которыми должен обладать идеальный правитель. Он сравнивает его с двумя животными - со львом, который символизирует силу, мужество, решительность, и с лисой, которая символизирует хитрость, изворотливость, обман. Он считает, что правитель должен быть и львом, и лисой одновременно, он должен уметь использовать как силу, так и хитрость, в зависимости от обстоятельств, он должен быть готов быть жестоким, как лев, если это необходимо, и хитрым, как лиса, если это выгодно.

Макиавелизм: от политического трактата к личностному тесту

Слово "макиавелизм" сегодня используется не только для обозначения политической философии Макиавелли, но и как психологический термин, который характеризует определенный тип личности, отличающийся прагматизмом, цинизмом, склонностью к манипуляции.

  • "Темная триада": макиавелизм, нарциссизм, психопатия. Макиавелизм входит в так называемую "темную триаду" личностных черт, наряду с нарциссизмом - склонностью к грандиозности и восхищению собой, - и психопатией - отсутствием сочувствия и совести. Эти три черты часто встречаются вместе, они создают "токсичную" личность, которая может быть опасна для окружающих.
  • Макиавеллист: манипулятор, циник, прагматик, который достигает своих целей любой ценой. Человек с макиавеллистическими чертами характера — это человек, который не верита в мораль, который считает, что в жизни выживает сильнейший, и который готов использовать других людей для достижения своих целей. Он манипулятор, который умеет "читать" людей, который знает, как воздействовать на их слабости, как использовать их эмоции, как добиться от них того, что он хочет. Он циник, который не верит в доброту и бескорыстие, он считает, что все люди руководствуются эгоистическими мотивами. Он прагматик, который ориентируется на результат, а не на способы его достижения.
  • Макиавелизм в жизни: от политики до личных отношений, власть во всех ее проявлениях. Макиавеллистические черты могут проявляться не только в политике, но и в других сферах жизни - в бизнесе, в карьере, в личных отношениях. Макиавеллист может быть успешным бизнесменом, который идет по головам, чтобы достичь своей цели, он может быть карьеристом, который готов предать своих коллег, чтобы получить повышение, он может быть манипулятором в личных отношениях, который контролирует своего партнера и использует его в своих интересах.

Макиавелли и его место в истории: 

Никколо Макиавелли умер 21 июня 1527 года во Флоренции, не дожив до восстановления республики, за которую он боролся. Его идеи продолжают жить и влиять на нас и сегодня, они вызывают споры и разные интерпретации.

  • Влияние на политическую мысль: новая эпоха в политике - эпоха прагматизма и реальной политики. "Государь" Макиавелли стал одной из самых влиятельных книг в истории политической мысли, она стала руководством для многих правителей и политиков, она изменила наш взгляд на политику, на власть, на роль морали в политике. Макиавелли показал, что политика — это не сфера идеалов и моральных принципов, а сфера реальной политики (Realpolitik) - политики, которая основана на прагматизме, на реализме, на учете интересов, на силе, на хитрости.
  • Актуальность идей Макиавелли: в мире власти - ничего не меняется. Идеи Макиавелли о власти, о политике, о манипуляции, хотя и были сформулированы более 500 лет назад, остаются актуальными и сегодня. В нашем мире, который полон политических интриг, борьбы за власть, цинизма, манипуляций, "Государь" Макиавелли продолжает быть актуальным текстом, который помогает нам понять законы власти и механизмы политической борьбы.

В заключение

Макиавелизм — это сложное и противоречивое явление, которое заставляет нас задуматься о природе власти, о роли морали в политике, о том, какими методами можно и нужно достигать своих целей. Это философия, которая может быть использована как во благо, так и во вред, и важно подходить к ней критически, осознавая ее опасности и ее потенциал. Макиавелли показал нам темную сторону власти, он научил нас видеть мир политики без иллюзий, он дал нам инструменты, которые могут быть использованы как для созидания, так и для разрушения.