Церковь Объединения, известная также под названиями "Ассоциация Святого Духа за объединение мира христианства", "Движение Объединения", а с 1994 года официально именуемая "Федерация семей за мир во всем мире" (FamilyFederationforWorldPeaceandUnification) - это новое религиозное движение, которое возникло в середине XX века в Южной Корее и которое быстро распространилось по всему миру, словно вирусная эпидемия, вызывая как интерес и восхищение, так и недоверие и отторжение. Она привлекает внимание своими массовыми свадебными церемониями, где тысячи людей сочетаются браком с незнакомцами, своей консервативной идеологией, которая проповедует традиционные семейные ценности и строгую мораль, своей разветвленной бизнес-империей, которая включает в себя отели, банки, СМИ, своим влиянием в политике, которое вызывает подозрения и обвинения в лоббировании.
Церковь Объединения — это одно из самых противоречивых религиозных течений современности, которое вызывает бурные споры и дискуссии. Ее критикуют за агрессивные и манипулятивные методы прозелитизма (вербовки новых членов), за непрозрачную финансовую деятельность и возможные финансовые махинации, за политическое вмешательство и лоббирование своих интересов, за манипулирование сознанием своих членов, за разрушение семей и социальных связей, за создание "культа личности" вокруг ее основателя и лидера Сан Мён Муна. Ее сторонники же видят в ней путь к спасению, к созданию идеальной семьи, к установлению мира во всем мире, к духовному и нравственному совершенствованию, к единению с Богом.
Сан Мён Мун и "Божественный Принцип": от видений - к новой религии
История Церкви объединения неразрывно связана с личностью ее основателя - Сан Мён Муна (1920-2012), который провозгласил себя Мессией, "третьим Адамом", "истинным родителем" человечества, и который создал уникальное религиозное учение, соединив воедино элементы христианства, конфуцианства, шаманизма, антикоммунизма, создав своего рода "синтетическую" религию, которая должна была объединить все народы и религии.
Сан Мён Мун (1920-2012): от христианства к "новому откровению", путь пророка и объединителя
Мун родился 6 января 1920 года в деревне на территории современной Северной Кореи, в то время, когда Корея находилась под японской оккупацией. Он рос в семье фермеров, которые принадлежали к пресвитерианской церкви - одному из протестантских течений. В 16 лет, по его словам, на Пасху в 1936 году, он получил видение от Иисуса Христа, который поручил ему завершить его миссию на земле - установить Царство Божье, преодолеть разделение между людьми, объединить все религии и все народы. Это видение стало для него отправной точкой в его духовном пути. Он начал изучать Библию, он общался с представителями разных религий, он искал пути к духовному просветлению, он развивал свои собственные идеи о Боге, о мире, о человеке. После Второго мировой войны он переезжает в Южную Корею, где в 1954 году в Сеуле он основывает "Ассоциацию Святого Духа за объединение мира христианства" (позднее Церковь Объединения) и начинает проповедовать свое учение.
"Божественный Принцип": новое откровение, новая интерпретация Библии, новые догмы
"Божественный Принцип" (Divine Principle) — это основной теологический текст Церкви объединения, своего рода "библия" для мормонов, в котором Мун излагает свое учение, которое он считает новым откровением от Бога, дополняющим и "исправляющим" Библию. Он предлагает свою интерпретацию библейской истории, начиная с сотворения мира и заканчивая вторым пришествием Христа, которое, по его мнению, уже произошло в его собственном лице. Он вводит новые понятия, он говорит о "грехопадении" первых людей, которое было не просто нарушением божественной заповеди, а сексуальным грехом, он утверждает, что он и его жена - "истинные родители" человечества, которые призваны восстановить "чистую родословную", свободную от первородного греха, и создать "идеальную семью", которая станет основой для нового, совершенного общества.
Церковь Объединения: от маленькой секты - к глобальной империи
Церковь Объединения, несмотря на свою необычную теологию и на противоречивые практики, быстро распространяется за пределами Кореи, она становится международной организацией с миллионами последователей в разных странах мира, она создает свою собственную империю - финансовую, политическую, культурную.
- Распространение по миру: миссионеры, деньги, влияние. В 1960-70-х годах Церковь Объединения, благодаря активной миссионерской деятельности, щедрым финансовым пожертвованиям, политическим связям, распространяется по миру, она создает свои центры и общины в разных странах - в США, где Мун переезжает в 1971 году и где он активно занимается проповедью и общественной деятельностью, в Японии, где она также находит множество последователей, в странах Европы, в Латинской Америке, в Африке. Мун становится известной и влиятельной фигурой, он встречается с политиками, с религиозными лидерами, с представителями бизнеса, он пропагандирует свои идеи о мире, о единстве, о создании идеальной семьи.
- Массовые свадьбы: тысячи пар, соединенных волей "истинных родителей". Церковь Объединения привлекает внимание СМИ и общественности своими массовыми свадебными церемониями, в которых участвуют тысячи, а иногда и десятки тысяч пар со всего мира. Многие из этих пар встречаются друг с другом впервые на самой свадебной церемонии, их браки организуются руководством церкви в соответствии с "Божественным Принципом". Мун считал, что такие браки, освященные им самим, помогают создать "чистую" родословную, которая свободна от греха первородного греха, и которая станет основой для нового, совершенного человечества.
- "Объединение": не только религий, но и бизнеса, политики, СМИ - под единым контролем. Слово "объединение" в названии церкви отражает ее стремление к объединению всех религий, всех народов, всех рас, к созданию единого и гармоничного мира, без войн и конфликтов. Однако критики церкви утверждают, что это "объединение" происходит под жестким контролем самого Муна и его организации, что это скорее "поглощение", чем "объединение", что Мун стремится не к диалогу и взаимопониманию, а к власти и контролю. Церковь Объединения создала разветвленную бизнес-империю, которая включает в себя компании в разных отраслях - гостиничный бизнес, банковское дело, СМИ, образование, пищевая промышленность. Она также активно участвует в политической жизни разных стран, она поддерживает политиков, которые разделяют ее консервативные взгляды, она лоббирует свои интересы.
Критика и противоречия: от "промывания мозгов" до политических интриг
Церковь Объединения с самого начала своего существования вызывает многочисленные споры и подвергается жесткой критике со стороны общественности, СМИ, религиозных организаций, антикультовых движений. Ее обвиняют в том, что она является деструктивной сектой, которая манипулирует людьми, разрушает семьи, использует обман и психологическое насилие для достижения своих целей.
- Агрессивный прозелитизм и манипуляции: вербовка любой ценой - в сети "объединителей". Критики обвиняют Церковь Объединения в использовании агрессивных и манипулятивных методов вербовки новых членов - "прозелитизма". Они утверждают, что миссионеры используют обман, скрывая истинную природу своей организации, они притворяются представителями других религиозных групп, они организуют бесплатные семинары и тренинги, на которых они пропагандируют свои идеи и пытаются завербовать новых членов. Они также обвиняют церковь в использовании психологического давления, "промывания мозгов", чтобы заставить людей присоединиться к церкви, отказаться от своих прежних убеждений, разорвать связи с семьей и друзьями, посвятить свою жизнь служению Муну и его организации.
- Финансовые махинации и непрозрачность: деньги - инструмент власти и влияния. Церковь Объединения также обвиняют в финансовых махинациях, в непрозрачности финансовой деятельности, в том, что она не публикует свои финансовые отчеты, в том, что она использует деньги своих членов, которые обязаны платить десятину и делать пожертвования, для личного обогащения ее лидеров, для финансирования своей бизнес-империи, для подкупа политиков и чиновников.
- Политическое влияние и лоббирование: от религии - к политике, от веры - к власти. Церковь Объединения имеет связи с политиками в разных странах мира, особенно в США, в Японии, в Южной Корее. Ее обвиняют в политическом вмешательстве, в лоббировании своих интересов, в поддержке консервативных и антикоммунистических политиков и движений. Мун встречался с президентами США - с Ричардом Никсоном, с Джорджем Бушем-старшим, - он поддерживал антикоммунистические режимы в Южной Корее и в других странах.
- Разрушение семей и социальных связей: лояльность к "истинным родителям" - превыше семейных уз. Одним из самых серьезных обвинений в адрес Церкви Объединения является обвинение в том, что она разрушает семьи. Она требует от своих членов полного подчинения и лояльности Муну и его учению, которое ставится выше семейных уз. Это может приводить к конфликтам в семьях, к разрыву отношений с родителями, с детьми, с супругами, которые не разделяют веру "мунистов".
Церковь Объединения после Муна: между расколом и попыткой реабилитации
После смерти Сан Мён Муна в 2012 году Церковь Объединения оказалась на перепутье. Она столкнулась с рядом проблем - с проблемой преемственности, с уменьшением числа последователей, с критикой и недоверием со стороны общества.
- Преемственность и расколы: борьба за наследие "истинного отца". После смерти Муна его жена, Хак Джа Хан Мун, которая считается "истинной матерью", взяла на себя руководство одной из самых больших фракций Церкви Объединения. Однако церковь разделилась на несколько групп, каждая из которых претендует на то, что она является истинным продолжателем дела Муна.
- Адаптация и "смягчение" образа: от жесткой секту к "респектабельной" организации. Церковь Объединения пытается изменить свой образ, она стремится стать более "респектабельной" организацией, она отказывается от некоторых своих противоречивых практик, она умеряет свою риторику, она стремится к диалогу с другими религиями и организациями.
В заключение
Церковь Объединения — это сложное и противоречивое явление, которое заслуживает внимательного и критического изучения. Ее история, ее учение, ее практики заставляют задуматься о природе религии, о роли личности в истории, о влиянии социальных и культурных факторов на развитие религиозных течений.