В бурлящем котле философской мысли, где сталкиваются идеи, концепции, мировоззрения, где человек ищет ответы на вечные вопросы о природе реальности, о возможностях познания, о своем месте в мире, всегда существовали течения, которые стремились не к абстрактным размышлениям и спекулятивным построениям, а к конкретному, достоверному, проверяемому знанию, основанному на фактах, на опыте, на наблюдении. Позитивизм - одно из таких течений. Словно острый скальпель, он отсекает все ненужное, все метафизическое, все спекулятивное, оставляя только то, что можно пощупать, увидеть, измерить, то, что можно подтвердить экспериментально.
Позитивизм, возникший в XIX веке во Франции на фоне бурного развития науки и технологий, стал не просто философским направлением, а своеобразной религией науки, провозглашением новой эры в истории человечества - эры науки и прогресса, когда разум и опыт освобождают человека от оков невежества и суеверий, когда научное знание становится основой для преобразования мира и общества. Эта философия утверждает, что истинное знание может быть получено только эмпирическим путем, через наблюдение за природой, через проведение экспериментов, через точные измерения. Она отвергает метафизику, спекулятивные философские системы, религиозные догмы, считая их не научными, бессмысленными, даже вредными для развития человеческого разума и для прогресса общества. Позитивисты верят в силу науки, в ее способность познать мир и решить все проблемы человечества, они видят в науке ключ к построению идеального общества, где будут царить разум, справедливость, прогресс.
Огюст Конт и рождение позитивизма: новая наука для нового мира
Основателем позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798-1857), который жил в эпоху бурных социальных и политических перемен, в эпоху французской революции и наполеоновских войн, в эпоху развития науки и промышленной революции, в эпоху поиска новых идей и ценностей, которые должны были заменить устаревшие традиции и догмы.
- "Курс позитивной философии" (1830-1842): манифест позитивизма, шесть томов, которые изменили мир. В своем фундаментальном труде "Курс позитивной философии", который состоит из шести томов и который был опубликован в 1830-1842 годах, Конт излагает основы позитивизма, он предлагает новую философскую систему, которая должна стать основой для науки и для общества. Он утверждает, что человеческое знание прошло через три стадии развития:
- Теологическая стадия. На этой стадии, которая соответствует детству человечества, люди объясняют мир с помощью богов, духов, мифов, они видят во всем проявление сверхъестественных сил, они ищут ответы на свои вопросы в религии и в мифологии.
- Метафизическая стадия. На этой стадии, которая соответствует юности человечества, люди отказываются от веры в богов и мифы, но они продолжают искать объяснения мира в абстрактных понятиях и силах, в философских системах, которые не основаны на опыте, а на спекуляциях и умозрительных построениях.
- Позитивная стадия. На этой стадии, которая соответствует зрелости человечества, люди обращаются к науке, как к единственному источнику достоверного знания, они объясняют мир с помощью научных законов, основанных на наблюдении, на эксперименте, на измерении.
Конт считал, что позитивная стадия — это высшая стадия развития человеческого знания, что наука способна познать все законы природы и общества, что она может решить все проблемы человечества. Он предложил создать "социальную физику" (позднее он назвал ее "социологией"), которая должна стать наукой об обществе, подобной физике или химии, которая должна изучать законы развития общества с помощью научных методов, и которая должна помочь решить социальные проблемы, построить более справедливое и гармоничное общество.
"Закон трех стадий": от теологических догм - к научным законам. Конт сформулировал "закон трех стадий", который описывает эволюцию человеческого знания, как он ее видел. Он считал, что этот закон действует не только на уровне отдельного человека, который в своем развитии проходит через эти три стадии, но и на уровне всего человечества, на уровне отдельных наук. Например, астрономия сначала была астрологией, которая искала в движении планет волю богов и предсказания судьбы, затем она стала метафизической космологией, которая пыталась понять строение Вселенной с помощью философских спекуляций, и наконец, она стала современной астрономией, которая изучает Вселенную с помощью научных методов - наблюдений, измерений, математических моделей.
Религия Человечества: от науки к религии, от разума к верe? В поздний период своего творчества, после смерти своей возлюбленной Клотильды де Во, Конт, словно парадоксально отрицая свои же принципы об отказе от религии, разработал "Религию Человечества" (Religion of Humanity). Он считал, что человеку нужна религия, но эта религия не должна быть основана на вере в сверхъестественное, а на науке, на разуме, на культе человека, на любви к человечеству. Он разработал ритуалы и праздники для этой новой религии, он написал "Позитивный катехизис", он видел себя в роли первосвященника этой новой религии.
Основные принципы позитивизма: путь науки - от фактов к законам, от эмпиризма к прогрессу
Позитивизм — это не просто философия науки, это целостное мировоззрение, которое основано на определенных принципах, на определенном способе мышления, на определенном подходе к познанию, к миру, к человеку, к обществу.
- Эмпиризм: чувственный опыт - источник знания, мир отражается в наших ощущениях. Позитивисты утверждают, что единственный источник истинного знания — это чувственный опыт, что мы можем знать только то, что мы можем воспринять своими органами чувств - увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Они отвергают любые другие источники знания - метафизику, интуицию, откровение, - считая их ненаучными, недостоверными, субъективными.
- Объективность: наука не зависит от мнений и убеждений. Позитивисты стремятся к объективности в науке, они считают, что научное знание должно быть независимым от личности ученого, от его субъективных мнений, убеждений, предпочтений. Они верят, что существует объективная реальность, которая не зависит от нашего восприятия, и что наука может познать эту реальность, используя объективные методы исследования.
- Верифицируемость: только то, что можно проверить, имеет смысл. Они также считают, что научные утверждения должны быть верифицируемыми (проверяемыми), то есть должна быть возможность эмпирически проверить их истинность или ложность. Они отвергают утверждения, которые не могут быть проверены, как бессмысленные.
- Поиск закономерностей - путь к пониманию и прогнозированию. Цель науки, с точки зрения позитивизма, — это не просто описание фактов и наблюдений, а поиск закономерностей, которые связывают эти факты, которые позволяют нам понимать, как устроен мир, и которые позволяют нам предсказывать будущие события.
- Отказ от метафизики: за пределами опыта - нет знания. Позитивисты резко критикуют и отвергают метафизику - раздел философии, который изучает первоначальные принципы бытия, такие как Бог, душа, свобода воли, смысл жизни. Они считают, что метафизические вопросы не имеют смысла, так как они не могут быть решены с помощью научного метода, основанного на опыте и наблюдении. Они считают, что метафизика — это пустая трата времени, что она отвлекает нас от реальных проблем, которые может решить наука.
- Вера в научный прогресс: наука - ключ к решению всех проблем. Позитивисты свято верят в силу науки, в ее способность познать мир и решить все проблемы человечества. Они видят в науке главную движущую силу прогресса, они считают, что наука может улучшить нашу жизнь, что она может избавить нас от болезней, от бедности, от войн, что она может создать более справедливое и гармоничное общество.
Развитие позитивизма: от эмпириокритицизма до постпозитивизма
Позитивизм — это не статичное учение, не застывшая догма, а живое и развивающееся течение, которое менялось и преображалось на протяжении XIX и XX веков, отражая изменения в самой науке, в философии, в обществе. Оно порождало новые школы и направления, которые критиковали и переосмысливали идеи классического позитивизма, которые развивали новые концепции и методы.
- Эмпириокритицизм: опыт как основа познания, отрицание метафизики и "вещей в себе". В конце XIX - начале XX века возникает эмпириокритицизм, который также известен как махизм по имени одного из его основателей - австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Эмпириокритицизм критикует классический позитивизм за его "метафизические пережитки", за его веру в существование объективной реальности, независимой от нашего восприятия. Он стремится к более строгому и радикальному эмпиризму, он утверждает, что единственное, что мы можем знать наверняка, — это наши ощущения, наши переживания. Он отрицает существование "вещей в себе", то есть вещей, какие они есть на самом деле, независимо от нашего восприятия.
- Логический позитивизм: язык и логика как инструменты анализа научного знания. В 1920-30-х годах в Вене возникает логический позитивизм, или неопозитивизм, который представляет собой попытку соединить позитивизм с современной логикой и с философией языка. Логические позитивисты - Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Альфред Айер, - разрабатывают "принцип верификации", согласно которому смысл предложения определяется способом его проверки, то есть предложение имеет смысл только тогда, когда мы можем указать, какой опыт может подтвердить или опровергнуть его. Они отвергают метафизические и религиозные утверждения как бессмысленные, так как они не могут быть проверены эмпирическим путем, они считают, что философия должна заниматься анализом языка науки, а не построением метафизических систем.
- Постпозитивизм: критика верификации и признание роли теории в науке. В середине XX века возникает постпозитивизм, который критикует логические позитивисты, их "принцип верификации", их жесткий эмпиризм. Карл Поппер, один из основателей постпозитивизма, предлагает "принцип фальсификации", согласно которому научная теория должна быть не верифицируемой, а фальсифицируемой, то есть должна быть возможность ее опровергнуть. Томас Кун вводит понятие "парадигмы" - совокупности фундаментальных представлений, которые определяют развитие науки в ту или иную эпоху. Пол Фейерабенд провозглашает принцип "anything goes" - "все сойдет", - утверждая, что в науке нет единого метода, что ученые могут использовать любые методы, которые им кажутся эффективными.
Критика и значение позитивизма: спорное наследие в поисках истины
Позитивизм, несмотря на свою привлекательность и свое влияние на развитие науки и философии, вызывает много критики.
- Критика узости взгляда на познание и отрицание метафизики. Позитивизм критикуется за то, что он предлагает слишком узкий взгляд на познание, что он ограничивает познание только эмпирическим опытом, что он отрицает важность других форм познания - интуиции, воображения, мистического опыта. Он также критикуется за отрицание метафизики, за то, что он объявляет метафизические вопросы бессмысленными, хотя эти вопросы - о смысле жизни, о природе сознания, о существовании Бога - волновали человека всегда.
- Влияние на науку - развитие эмпирических методов, поиск закономерностей. Несмотря на критику, позитивизм оказал большое влияние на развитие науки, он способствовал развитию эмпирических методов исследования, он стимулировал поиск закономерностей в природе и в обществе. Он помог науке освободиться от спекуляций и метафизики и стать более точной, более объективной, более эффективной.
- Влияние на философию - новые вопросы, новые методы, новые направления. Позитивизм также повлиял на развитие философии, он заставил философов задуматься о природе знания, о методах познания, о роли науки в обществе. Он способствовал развитию философии науки, философии языка, социальной философии.
В заключение
Позитивизм — это философское течение, которое сыграло важную роль в истории западной мысли. Он утверждает, что наука — это единственный источник достоверного знания, что она способна решить все проблемы человечества. Хотя позитивизм в своей классической форме уже не является доминирующим течением, его идеи продолжают влиять на наше понимание науки, на наши методы исследования, на наше стремление к знанию, на нашу веру в прогресс.