Ваххабизм... Слово, которое подобно раскату грома отзывается в современном мире, ассоциируясь с терроризмом, с экстремизмом, с фанатизмом, с нетерпимостью, с насилием. Это слово стало символом радикального ислама, оно вызывает страх и недоумение у многих людей, оно используется политиками и журналистами, чтобы оправдать войны и конфликты, оно становится предметом споров и дискуссий между теми, кто пытается понять природу этого явления и его место в современном мире. Но что же скрывается за этим словом? Каковы истоки этого течения в исламе? Какие идеи оно пропагандирует? И почему оно вызывает такие противоречивые оценки - от восхищения и преданности до ненависти и страха?
Ваххабизм — это религиозно-политическое течение внутри суннитского ислама, которое возникло в XVIII веке в отдаленном регионе Аравийского полуострова и которое стремилось к "очищению" ислама от "новшеств" (бида) и "заблуждений", к возвращению к "чистой" вере, к тому исламу, который, по мнению ваххабитов, проповедовал пророк Мухаммед и его сподвижники в VII веке. Они считали, что на протяжении веков ислам был искажен, что в него проникли элементы других религий и культур, что мусульмане отступили от строгого единобожия и начали поклоняться святым, могилам, идолам. Однако ваххабизм — это не просто реформация ислама, не мирное возвращение к истокам, это течение, которое характеризуется нетерпимостью к другим религиям, к другим толкованиям ислама, к иному образу жизни. Он призывает к строгому соблюдению исламских законов, к насаждению своей версии ислама, иногда - к насилию и "священной войне" против "неверных".
Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб и рождение ваххабизма в пустынях Аравии
Ваххабизм возник в XVIII веке в центральной части Аравийского полуострова - в области Неджд, - регионе, который был далек от центров исламской цивилизации - от Багдада, от Дамаска, от Каира, - и где были распространены разные племенные традиции и религиозные верования, где ислам смешивался с местными культами и обычаями. В этой атмосфере религиозного синкретизма и племенной раздробленности появляется человек, который бросает вызов традициям и призывает к возвращению к чистоте веры.
- Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1792): ученый, проповедник, реформатор, закладывающий основы нового течения. Основателем ваххабизма был Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, исламский ученый и проповедник, который родился в 1703 году в Неджде. Он получил традиционное религиозное образование, он изучал Коран, Сунну, труды исламских богословов. Он много путешествовал по арабским странам, где он знакомился с разными исламскими школами и течениями. Он был возмущен тем, что он видел - многие мусульмане, по его мнению, отступили от чистоты веры, они поклонялись святым, они совершали паломничество к могилам праведников, они практиковали суеверия и обряды, которые, по его мнению, не имели никакого отношения к истинному исламу. Он начал проповедовать свои идеи, он критиковал отклонения от истинного ислама, он призывал к возвращению к истокам веры, к строгому единобожию, к буквалистскому толкованию Корана и Сунны.
- Союз с Мухаммадом ибн Саудом: религия и власть, начало Саудовской династии. В 1744 году Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб заключает союз с Мухаммадом ибн Саудом, правителем небольшого оазиса Эд-Диръия в Неджде. Этот союз между религиозным лидером и политическим лидером оказался очень удачным, он стал основой для возникновения новой династии - Саудовской династии, - и нового государства - Саудовской Аравии. Ибн Сауд и его потомки принимают учение ибн Абд аль-Ваххаба, они объявляют ваххабизм государственной религией, они начинают распространять его с помощью военной силы, они объединяют аравийские племена, которые до этого были раздроблены и враждовали между собой.
- Распространение ваххабизма и конфликты: борьба за "чистый" ислам и новая геополитика на Ближнем Востоке. Ваххабизм, поддержанный военной силой Саудитов, быстро распространяется по Аравийскому полуострову, он становится доминирующим религиозным течением в Неджде, а затем и во всей Саудовской Аравии. Ваххабиты разрушают святыни и могилы, которые они считают "языческими", "бида'", они запрещают посещение могил пророка Мухаммеда в Медине и других священных мест ислама, они насаждают свои строгие религиозные правила и законы, они преследуют тех, кто не согласен с их учением. Они также вступают в конфликт с Османской империей, которая в то время контролирует большую часть арабского мира и которая придерживается более традиционных форм ислама. Они нападают на священные города Мекку и Медину, они разрушают шиитские святыни в Ираке, они ведут войны против других мусульманских государств.
Основные принципы ваххабизма: строгое единобожие и борьба с "заблуждениями"
Ваххабизм — это течение внутри суннитского ислама, который является наиболее многочисленным направлением в исламе, но он отличается от других суннитских течений своим строгим и буквалистским подходом к исламу, своим неприятием любых "новшеств", своей нетерпимостью к иноверцам.
- Таухид - строгое единобожие, не терпящее никаких компромиссов. Ваххабиты придают первостепенное значение таухиду - строгому единобожию. Они верят, что Бог - Аллах - един, и что нельзя поклоняться никому и ничему, кроме него. Они отвергают любые формы поклонения, которые могут быть восприняты как "ширк" (многобожие) - поклонение святым, почитание пророков, обращение к ангелам, использование идолов и изображений в религиозной практике. Они считают, что поклонение могилам святых и праведников — это тоже форма "ширка", и поэтому они разрушают святыни и могилы, которые, по их мнению, отвлекают людей от поклонения единому Богу. Они осуждают суфизм - мистическое течение в исламе, - за его почитание святых и за его стремление к мистическому единению с Богом.
- Отвержение "бида'" - "новшеств", которые "загрязняют" чистый ислам. Ваххабиты отвергают "бида'" - все "новшества" в исламе, которые, по их мнению, были введены в ислам после смерти пророка Мухаммеда и его сподвижников и которые не соответствуют Корану и Сунне. Они считают, что ислам в своей первоначальной форме, каким он был при пророке Мухаммеде, был чистым и совершенным, и что любые добавления или изменения, которые были внесены позже, — это искажения истинной веры, которые "загрязняют" ислам, которые отвлекают людей от истинного пути. Они отвергают многие традиционные исламские практики, которые сложились в разных мусульманских культурах, такие как посещение могил святых, празднование дней рождения пророка Мухаммеда, ношение амулетов, использование музыки и танцев в религиозных обрядах.
- Джихад: от "великой борьбы" - к "священной войне" против "неверных". Ваххабиты придают большое значение джихаду, который в исламе означает "усилие", "борьба". В традиционном исламе различают два вида джихада: "большой джихад" — это борьба с самим собой, с своими страстями, своими слабостями, своими грехами, и "малый джихад" — это борьба с врагами ислама, защита своей веры и своей общины. Ваххабиты же интерпретируют джихад прежде всего как "священную войну" против "неверных" - против тех, кто не признает ваххабитскую версию ислама, против христиан, против иудеев, против шиитов, против суфиев, против всех, кого они считают врагами истинной веры. Они считают, что джихад — это обязанность каждого мусульманина, что он должен бороться за распространение ваххабитского ислама и за установление исламского государства, которое будет жить по законам шариата. Эта интерпретация джихада является одной из основ для ваххабитского радикализма и служит оправданием для терроризма.
Ваххабизм в Саудовской Аравии и в мире: от государственной религии к глобальному влиянию
Ваххабизм является государственной религией Саудовской Аравии с момента ее основания в 1932 году. Саудовская Аравия, благодаря своим огромным нефтяным богатствам, играет важную роль в мировой политике и экономике, и она активно использует свое влияние для распространения ваххабизма по всему миру, финансируя строительство мечетей, исламских центров, школ, университетов, поддерживая ваххабитские организации и движения.
- Влияние Саудовской Аравии: нефтедоллары и проповедь ваххабизма. Саудовская Аравия, став одной из самых богатых стран мира благодаря добыче и продаже нефти, финансирует строительство мечетей, исламских культурных центров, школ, университетов, издательств, телеканалов, радиостанций в разных странах мира, где пропагандируется ваххабитская версия ислама, где обучаются имамы и проповедники, которые затем распространяют ваххабитские идеи в своих странах. Это способствует распространению ваххабизма и усилению его влияния на мусульманские общины во всем мире.
- "Исламское государство" и терроризм: тень ваххабизма и опасность радикализации. Ваххабитская идеология, со своим строгим единобожием, со своим отвержением "новшеств", со своей интерпретацией джихада как "священной войны", является одной из основ для "Исламского государства" (ИГИЛ, запрещенная в России террористическая организация) и других террористических группировок, которые оправдывают насилие и терроризм во имя "джихада" против "неверных", против "врагов ислама". Эти группировки используют ваххабитскую идеологию для вербовки новых членов, для пропаганды своих идей, для оправдания своих жестоких действий.
- Критика и противоречия: между реформацией и фанатизмом. Ваххабизм вызывает острую критику со стороны других мусульманских течений, как суннитских, так и шиитских, которые считают его слишком радикальным, слишком догматичным, слишком нетерпимым, слишком опасным. Они обвиняют ваххабитов в искажении истинного ислама, в разрушении исламской культуры, в пропаганде насилия и ненависти. Ваххабизм также вызывает критику со стороны международного сообщества, которое видит в нем угрозу для международной безопасности, источник терроризма, фактор, дестабилизирующий политическую ситуацию в разных регионах мира.
В заключение
Ваххабизм — это сложное и противоречивое явление в современном мире, которое нельзя понять однозначно, нельзя оценить только в черно-белых тонах. С одной стороны, это религиозное течение, которое стремится к чистоте веры, к нравственному совершенствованию, к укреплению исламской идентичности, которое сыграло важную роль в истории Саудовской Аравии и которое имеет миллионы последователей по всему миру. С другой стороны, это течение, которое часто ассоциируется с радикализмом, с нетерпимостью, с насилием, с терроризмом. Важно отделять ваххабизм от ислама в целом, важно понимать, что большинство мусульман не разделяют ваххабитских взглядов, важно бороться с терроризмом и экстремизмом во всех его проявлениях, независимо от их религиозной или идеологической оболочки.